Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Челюскин – легендарный советский пароход ледокольного типа. Во время своего плавания в 1933 г. из Белого моря в Тихий океан был зажат среди дрейфующих льдов и затонул в Чукотском море.

Пароход был изготовлен на верфи Дании, и первоначально предполагалось, что он будет использоваться для плавания между Владивостоком и рекой Лена, поэтому изначально пароход назывался "Лена".

Но пароходу суждено было стать экспериментальным судном, первое серьезное плавание которого было организовано для определения пригодности Северного морского пути для транспортных кораблей, а не только ледоколов. Корабль был переименован в честь мореплавателя и исследователя С.И. Челюскина. Возглавил экспедицию в роковом плавании легендарный исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля стал полярник В.И. Воронин.

Челюскин отправился в путешествие из Мурманска во Владивосток в августе 1933 г. На борту находилось 112 человек.
До Карского моря плавание проходило успешно, даже первые льдины, нанесшие урон судну не помешали Челюскину продолжить плавание. До Восточно-сибирского моря судно шло с незначительной течью. Но при подходе к Чукотскому морю, Челюскин получил серьезные повреждения по обоим бортам, а течь усилилась.

Пароход Челюскин

Полученные вмятины не позволяли пробиваться сквозь лед, и корабль был окружен дрейфующими льдинами, которые сковали судно. Челюскин дрейфовал 4 месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило дрейфующему пароходу достигнуть Беренгова пролива. Уже показалась чистая вода, но в проливе движение льда резко изменилось, и судно стало сносить на северо-запад.

13 февраля 1934 года Челюскин не справился с сильным сжатием льда, корпус лопнул и пароход затонул в течение 2 часов. Команда судна была уже готова к такому повороту событий и заранее подготовила все необходимое для высадки на льдину.

И на льду в открытом море осталось 104 человека. Среди них были 10 женщин и 2 ребенка, один из которых родился на судне – девочка Карина, дочь геодезиста Васильева.

То, как команда парохода справились со сложившейся ситуацией, вызывает исключительно гордость на советских людей. На льду был построен барак для женщин и детей, а также пекарня. Для всех полярников выпускалась газета "Не сдаемся!". Почти 2 месяца люди боролись с полярной зимой. Они понимали, что спасти их могут только с самолетов. Для посадки полярники постоянно строили взлетную полосу, которую постоянно заносило снегом, которая трескалась.

В поиске людей участвовали 10 самолетов, 3 парохода и ледокол "Красин". Но эвакуацию людей смогли начать лишь только в апреле, когда погодные условия позволили летчикам приземлится на дрейфующую льдину. Всех пассажиров Челюскина спасли летчики: командир отряда Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов.

Пароход Челюскин

Первое приземление на льдину совершил Анатолий Ляпидевский – 5 марта. Он вывез со льда всех женщин и детей. Однако повторное возвращение было осуществлено только 7 апреля. За неделю с льдины были эвакуированы все пострадавшие.

Единственным погибшим при крушении Челюскина был завхоз Б.Г. Могилевич. Его придавило грузом, когда пароход сильно накренился при уходе под воду.

Летчики, которые провели спасательные операции стали первыми Героями Советского Союза.

В 2006 г. на дне Чукотского моря были найдены обломки легендарного корабля. То, что найденные обломки действительно принадлежат "Челюскину" было подтверждено на верфи, выпустившей пароход. Корабль обнаружила подводная экспедиция "Челюскин-70", которая, отдавая себе отчет в археологической и исторической ценности находки, взяла со дна только те обломки, которые могли бы идентифицировать его.

Пароход Челюскин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить